Битва за Арктику обещает стать жаркой

События последних лет доказали, что антироссийская риторика Запада, которая никогда никуда не исчезала, окончательно перешла в сферу практических действий, в том числе и в таком важнейшем регионе планеты как Арктика.

Вторгнувшись в сферу жизненных интересов России весной 2014-го года на Украине, Запад получил неожиданный, но достойный ответ в Сирии, на который он до сих пор не нашёл ответа. А известия о новейших образцах российского вооружения и вовсе оказалось холодным душем, который надолго остудил те горячие головы в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе, которые питали надежды покончить с РФ военным путём.

Показательно, что, кроме военно-политического, российское вмешательство в борьбу с террористами в Сирии, имело ещё важнейшее экономическое значение: тем самым была сведена на «нет» нелегальная торговля нефтяными продуктами, которую вело ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ). Это уродливое порождение античеловеческой политики Вашингтона должно было способствовать падению цен на нефть, снижению доходов российского бюджета, ухудшению социально-экономической ситуации в РФ, а также обеспечению вторжения на европейский рынок нефти и газа с Ближнего Востока и вытеснению оттуда России.

Сколько бы ни вещали сладкоголосые либеральные экономические сирены о преимуществах «высокотехнологической экономики», «инновациях» и прочих фантомах, всегда и везде первичным для их развития является наличие энергетических ресурсов. Ни айфоны, ни прочие достижения современных технологий невозможно произвести без организации производства, для которого требуется всё большее и большее количество энергии и ресурсов.

Показательно, что в то же время, когда Вашингтон всячески превозносит необходимость развития такого производства, он в то же время активно развивает добычу сланцевых нефти и газа у себя, а также пытается любыми способами «протолкнуть» их на европейский рынок.

Получается, что российские нефть и газ в Европе – это плохо и отстало, а американские сланцевые – нет...
И остаётся только благодарить судьбу и, возможно, Бога, что Михаилу Горбачёву и Эдуарду Шеварнадзе не удалось сдать Западу российские интересы в Арктике, как это произошло с теми же интересами в Восточной Европе или в Беринговом проливе.

Северный морской путь

Хотя Михаил Сергеевич, вероятно, очень стремясь к завоеванию титула не только «лучшего немца», но и лучшего «американца» или «англичанина» в 1987-м году выдвинул так называемые «Мурманские инициативы», согласно которым Арктику требовалось превратить в международную «мирную зону», создать свободные от ядерного вооружения территорий и ввести ограничения на морские операции. Горбачёв предлагал разрабатывать тут совместно природные ресурсы и… открыть Северный морской путь для иностранных кораблей.

В 1991-м году восемь арктических — Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия, США, Канада, Дания и Исландия подписали Стратегию защиты окружающей среды Арктики.

Через пять лет был создан Арктический совет, организация, где на основе добровольности должны были решаться вопросы по управлению арктическим регионом.

30 ноября 2017 Канада, Гренландия (Дания), Норвегия, Россия и США, а также Китай, Япония, Южная Корея, Исландия и ЕС договорились наложить 16-летний запрет на ловлю рыбы в освободившихся ото льда международных водах Крайнего Севера, до тех пор, как ученые не проанализируют их экологию и не разработают план рыбной ловли, не угрожающей популяции рыбы.

В настоящее время арктические льды тают с огромной скоростью. Площадь, покрытая льдом в сентябре 2017-го, сократилась на 25% по сравнению со средними показателями между 1981-м и 2010-м. Это явление раскрывает новые экономические возможности, открывая новые мореходные пути, доступ к ранее фактически недоступным месторождениям природных ресурсов.

ледокол Россия

И всё больше стран желают стать членами Арктического совета. Восемь государств-основателей — постоянных членов совета, присвоили статус наблюдателя нескольким европейским и восточноазиатским государствам.
Великобритания (куда ж без неё!) назвала себя «ближайшим соседом Арктики». В связи с событиями последнего времени, когда Лондон абсолютно бездоказательно развязал антироссийскую истерию по делу «отравления» экс-полковника ГРУ Скрипаля и его дочери, а также призвал все европейские страны выслать российских дипломатов из-за того, что «Россию теперь следует считать не партнёром, а агрессором».

Если следовать из британской логики, то теперь всякое сотрудничество с ней, в том числе и в Арктике, просто невозможно и недопустимо. Судя по всему, дело идёт к обострению ситуации в этом регионе. И тому есть много подтверждений: так, командующий американскими войсками в Европе (EUCOM) генерал Кёртис Скапарротти подчеркнул, что США и НАТО могут столкнуться с трудностями при защите морских территорий на севере близ Норвегии. За несколько лет Россия может прибрать к рукам морские пути в Арктике, считает генерал.

генерал Кёртис Скапарротти

«Русские могут заполучить контроль над этими территориями уже через каких-то два-три года. Кроме того, в их руках будет контроль над Северным морским путем, и мы ничего не сможем им противопоставить», — подытожил Скапарротти.

В докладной записке американских военных, находящейся на рассмотрении Пентагона, подчеркивается необходимость расширенного присутствия американских боевых самолетов и морских патрулей в Норвегии в мирное время и на ротационной основе. Причина — в том, что оперативные способности норвежских вооруженных сил на севере слишком слабы.

Здесь в очередной раз наглядно видно, как на Западе умеют, что называется, «наводить тень на плетень». Россия никогда и нигде не заявляла своих претензий ни на какие другие территории, кроме тех, которые принадлежат ей по праву. В том числе и в Арктике.

А вот в НАТО и Пентагоне возвращение российских военных в Арктику, возрождение на северном направлении сплошного радиолокационного поля и создание там (на своей территории!) всего-то нескольких военных баз объявили «нарастающей военной угрозой».

«Запад должен твердо и решительно ответить на наращивание российских вооруженных сил в Арктике», — объявил в прошлом декабря адмирал Пол Цукунфт, командующий береговой охраной США. В ответ на вопрос о том, намеревается ли Россия «посеять в Арктике хаос» и «лишить США доступа к этой области», он ответил, что должен руководствоваться именно таким предположением.

Такая паника в военно-политических кругах Запада легко объясняется, если учитывать, что недавно открылся завод по производству сжиженного газа «Ямал-СПГ» стоимостью в 19 миллиардов фунтов. «Ямал-СПГ» был построен «Новатэк», крупнейшим частным производителем газа в России, который занял средства у государственных банков (2.8 миллиарда фунтов), Фонда национального благосостояния России (1.6 миллиарда фунтов), и, что важнее всего, 8.5 миллиарда фунтов у китайских банков.

В августе 2017 принадлежащий России танкер «Кристоф де Маржери», первый газовоз-ледокол в мире, установил мировой рекорд, пройдя из Норвегии в Южную Корею всего за 19 дней по Северному морскому коридору (вдоль арктического побережья России, тянущегося от Мурманска до Берингова пролива). Обычным путем через Суэцкий канал и Индийский океан, такой путь занял бы месяц.

танкер Кристоф де Маржери

Однако таяние арктических льдов меняет маршруты мировых судоходных путей, и, разумеется, подходы к геополитике. И вот Россия строит ещё 15 новых супертанкеров-газовозов, подобных «Кристофу де Маржери». Это судно названо в честь председателя компании «Total» Кристофа де Маржери, трагически погибшего в авиакатастрофе в московском аэропорту «Внуково» в ночь с 20 на 21 октября 2014-го года.

Кристоф де Маржери

Таким образом, США и НАТО, ожесточённо препятствуя реализации таких совместных российско-европейских проектов, как строительство газопроводов «Северный поток-2», «Южный поток» или «Турецкий поток», получают сейчас ещё одну головную боль в виде выхода на газовый рынок российского арктического природного сжиженного газа.

И в связи можно быть уверенным, что осложнение военно-политической ситуации в Арктике станет только нарастать. И связано это будет с наращиванием сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил западных стран.

49
Яндекс.Метрика